Меню
счетчик посещений Официальный интернет-портал правовой информации

Электронные учебники

Электронные формы учебников

Закон и электронные учебники

Минобразования разрешило использовать электронные учебники. Нужно просто научить учеников и учителей ими пользоваться, когда это удобнее и полезнее.

Премьер-министр РФ, Дмитрий Медведев 

Право использовать электронные учебники взамен бумажных должно быть гарантировано всем учащимся общеобразовательных учреждений. Цена электронного учебника ниже, чем прогнозируемые цены на аналогичные печатные издания.

Наталья Третьяк, первый заместитель министра образования РФ


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273, от 29 декабря 2012). Статья 18. Печатный и электронные образовательные и информационные ресурсы. «…Библиотечный фонд образовательного учреждения должен быть укомплектован печатными (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия). В результате у школы появляется возможность использовать электронные учебники в образовательном процессе.


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273, от 29 декабря 2012). Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ. «…При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение». Реализация электронного обучения и дистанционных технологий включает в себя определенные требования, которые ведут к необходимости использования электронных учебников в образовательном процессе.


Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Часть IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования. «…укомплектованность печатными и электронными информационно­-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования». Комплектация информационно-библиотечного фонд электронными учебниками позволит образовательной организации выполнить данные требования ФГОС.


Приказ N 1047 Минобрнауки России от 5 сентября 2013 года «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». «В федеральный перечень учебников включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам... С 1 января 2015 года представляется наряду с учебником в печатной форме учебник в электронной форме»


Продолжительность непрерывного использования технических средств обучения в образовательном процессе устанавливается согласно требованиям СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». Это не более 15, 20 или 25 минут, в зависимости от возраста, непрерывной работы. Как правило, непрерывная работа с учебником на уроке не превышает 15 минут.


В стандартах педагога отмечается: «Организация образовательного процесса, при которой учащиеся систематически в соответствии с целями образования: ведут деятельность и достигают результатов в открытом контролируемом информационном пространстве, следуют нормам цитирования и ссылок (при умении учителя использовать системы антиплагиата), используют предоставленные им инструменты информационной деятельности»


Проект апробации и внедрения электронных учебников в в МОУ «СОШ с.Сулак»

 на 2015-2017гг.

Нормативные документы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273, от 29 декабря 2012); Статья 18. Печатный и электронные образовательные и информационные ресурсы; Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Часть IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования;

3. Приказ N 1047 Минобрнауки России от 5 сентября 2013 года «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

4. Требования СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Цели проекта:

  • Апробация и внедрение электронных учебников в МОУ «СОШ с.Сулак»; ·

  • Полноценная реализация требований ФГОС ·

  • Эффективное использование электронного учебного контента и новых образовательных технологий в учебном процессе школы; ·

  • Повышение качества обучения за счет использования электронного образовательного контента и современных педагогических технологий; ·

  • Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе изучения всех предметов и во внеклассной деятельности на протяжении всего периода обучения. 

Обоснование актуальности проекта

Важным условием реализации основной образовательной программы новые Федеральные государственные образовательные стандарты называют создание в школах электронных библиотек, укомплектованных электронными учебниками, методическими и периодическими изданиями по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Методологической основой ФГОС является системно- деятельностный подход, позволяющий реализовать современные стратегии обучения с использованием информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Развитие ИКТ позволяет широко применять на уроках электронные учебники, планшеты, ноутбуки. Работа с персональными устройствами в школе повышает вовлеченность школьников в образовательный процесс: в повседневной жизни дети активно используют технологии, и, до недавнего времени, школа оставалась единственным местом, где электронные устройства применялись крайне мало.

Задачи проекта:

1. Разработка плана внедрения, критериев оценки эффективности применения электронных учебников, создание листов наблюдений и методики обработки результатов.

2. Повышение профессиональных компетенций педагогов при использовании электронного образовательного контента в учебном процессе.

3. Оценка эффективности применения электронных учебников по следующим критериям: · Формирование предметных и метапредметных образовательных навыков у учащихся; ·

  • Качество образовательных результатов учащихся; ·

  • Изменения профессиональных компетенций учителей, включая ИКТ-компетенции; ·

  • Оценка качества электронных учебников; ·

  • Влияние технических условий на эффективность учебного процесса с применением электронных учебников; ·

  • Использование новых педагогических практик работы с электронными учебниками;

Выбор устройства для работы с электронными учебниками

Факторы, которые нужно учитывать при выборе устройства для воспроизведения электронных учебников: ·

  • Возраст учащихся. Младшим школьникам подойдет простой, но прочный компьютер, старшеклассникам нужна более мощная модель. ·

  • Мобильность. Ноутбуки и планшеты с беспроводным доступом к Интернету, являются оптимальным вариантом для электронного обучения всегда и везде. ·

  • Возможности. Для того чтобы не приходилось менять или обновлять персональное устройство, следует выбрать компьютер с наиболее продвинутыми характеристиками (быстродействие, объем диска, память и т.д.). Наиболее популярное программное обеспечение рекомендуемое в проектах внедрения электронных учебников.

Программное обеспечение и его функции

Программное

обеспечение

 Функции ПО

 Офисные приложения

 Электронные таблицы, калькуляторы, презентации, текстовые редакторы, процессоры и т. Д.

 Учебные материалы

 Подключение к федеральной системе дистрибуции электронных учебников «ЛЕКТА»

 Мультимедиа

 Редактирование фото и видео, запись и воспроизведение аудиофайлов, рисование и графика и т. Д.

 Безопасность

 Фаервол, предотвращение краж, антивирусное ПО

   Взаимодействие исовместный доступ

   Позволяет учащимся посылать и получать сообщения по электронной почте, мгновенные сообщенияи осуществлять иное сетевое взаимодействие

 Администрирование

 Позволяет осуществлять администрирование, например резервное копирование и восстановление файлов

 Интернет-браузер

 Позволяет просматривать веб-страницы

 Цифровое перо

 Позволяет использовать обычную ручку для рисования и записи данных в цифровом формате

 Учительский контроль

 Позволяет учителям предоставлять новый материал учащимся, отслеживать их действия, взаимодействовать с ними и помогать им

 Родительский контроль

 Позволяет учителям и родителям контролировать использование школьниками компьютерных приложений и их доступ к веб-контенту